Главная » Статьи » Воспитание |
Автор: Наталья Судибор Я никогда раньше не задумывалась, почему, будучи ребенком, мне так страстно хотелось примерить на себя роли сказочных персонажей. В детстве мы играли не только в дочки-матери, но каждый раз, после прочтения очередной сказочной истории или просмотра очередного детского фильма, мы на один короткий день или вечер (а иногда и несколько дней) становились героями этих историй, и.... сказка продолжалась. Она находила отражение в наших играх, рисунках, в историях, которые мы додумывали в качестве продолжения. Такое поведение свойственно всем детям без исключения. Это один из способов познания мира и прекрасный повод изучения ситуаций, которые ждут ребенка во взрослой жизни.Вот почему сказка в широком смысле этого слова имеет такое значение в воспитании ребенка. И не случайно в практической психологии родилось такое понятие, как «сказкотерапия». Специалисты утверждают, что родителям, прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, следует изучить литературу по данной методике, получить советы специалистов, особенно это касается того, каким образом нужно сочинять собственные сказки, чтобы они возымели нужный воспитательный эффект.
Честно говоря, я до сих пор не видела в глаза подобной литературы, хотя, безусловно, была бы рада ее прочесть. Но, известный факт для каждого родителя, - абсолютная нехватка времени, сил и желания. Поэтому со своей старшей дочерью я доверилась интуиции, и определила для себя некоторые основы сказкотерапии. 1. Прежде всего, просто нужно читать сказки ежедневно. Даже это необременительное для родителей действие будет иметь огромный положительный эффект для ребенка. Да! Вот так просто - возьмите и прочтите малышу сказку. Скажем, пусть будет ритуал - чтение сказки перед сном. Если даже мы не владеем тонкостями метода, то сам процесс чтения вызовет у ребенка собственные аналогии и ассоциации, он сможет некоторые логические выводы сделать для себя сам. Доверимся ребенку, - он сможет претворить эти выводы в жизнь. 2. Можно пойти дальше и попытаться проанализировать сказку. Помните - в школьные годы по литературе был так называемый «разбор произведения»? Пора вспомнить, как это делалось! Вопросы могут быть самыми разнообразными, в зависимости от цели, которую вы ставите перед собой. Если ребенка на данном этапе ничего не беспокоит, у него не было никаких стрессовых и конфликтных ситуаций, тогда сказку можно просто разобрать сюжетно: Кто главные герои? Какие они? Из чего можно понять, что они именно такие? Что на это указывает? Что у них произошло? Почему они так поступили? А как бы поступил ты? Чему нас это учит? Такой «разбор полетов» имеет огромное значение для ребенка - развивает речь, логическое мышление, учит грамотно строить пересказ. Только не ждите, что ваш малыш сразу выдаст вам полное понимание того, что происходит. Например, моя дочь не сразу поняла, к чему я задаю все эти вопросы и что, собственно, от нее требуется! На первых порах она не могла вспомнить нужные подробности, путала сюжет, а на вопрос «Как ты думаешь, чему нас учит эта история?» вообще ответить не могла! Поэтому на определенном этапе ребенку нужно подсказать. Только старайтесь не навязывать малышу полностью свою точку зрения. Попытайтесь наводящими вопросами сделать так, чтобы он все же сам пришел к своему собственному выводу. Проявляйте терпение и направляйте, учите и подсказывайте. Пройдет время, и ребенок всему научится!
3. Идем дальше! Предложите ребенку рассказать сказку от имени одного из главных героев. Что это дает? Ребенок «помещает» себя в определенные обстоятельства, примеряет на себе роль героя, и оценивает с собственной точки зрения (а не с точки зрения автора) данную ситуацию, и делает свои выводы! Это очень полезно с воспитательной точки зрения - малыш познает жизнь, «побывав в чужой шкуре»! Кстати, для этой цели прекрасно подойдет так называемая инсценировка сказок. Распределяете роли между собой и даете волю фантазии - можно таким образом «проиграть» сказку как она есть, а можно досочинить или переделать по-своему. Дети постарше могут поставить сказку на современный лад. А еще мы с дочерью иногда играли в куклы, или устраивали кукольный театр на дому. 4. Еще один путь! Предложите малышу придумать продолжение сказки. И ВНИМАНИЕ! Внимательно слушайте его слова, в его истории будет заложено психологическое и эмоциональное состояние ребенка на данный момент! Ваш малыш просто выложит всю подноготную своих переживаний в настоящее время, если таковые имеются. Для этой цели попросите малыша выбрать его любимую сказку и предложите ему ответить на вопрос: «Что было дальше с героем сказки? Какие события происходили с ним, какие приключения случались?». Поддерживайте его дальнейший рассказ наводящими вопросами. Результаты бывают весьма неожиданными! 4. Вы можете вместе с малышом придумать сказку, если вам нужно решить какие-то проблемы в жизни ребенка. Это могут быть любые истории, в которых ребенок сможет увидеть себя и свою семью. Ему это проще не только из-за того, что формально он остается для окружающих хорошим (ведь это только госпожа Плакса может так капризничать без повода!), но еще и потому, что оценивать ситуацию со стороны и анализировать ее легче психологически. Себя оценивать всегда трудно. Но ребенок это сделает впоследствии сам, будьте уверены. Я думаю, что для тех, кому данная тема весьма интересна, смогут изучить все тонкости столь полезного метода. В большинстве же случаев попросту нет времени или желания, поэтому давайте соблюдать хотя бы главное правило - не оставлять ребенка без сказки, которая ему так необходима для нормального развития. Традиционный вопрос, - какие сказки читать? Думаю, что подойдет любая сказка по возрасту. Можно взять шире - сказки народов мира! По сути, сказкой можно считать любую историю, где присутствует доля вымысла! А ребенок уже сам выявит фаворитов. В три года ему может нравиться «Колобок», «Теремок», а детям постарше - «Волшебник изумрудного города», «Алиса в стране чудес», «Трое из Простоквашино». Поэтому наша задача - познакомить малыша с этим многообразием! А результат не заставит себя ждать! Удачи!Источник: http://mamatata.ru/chtenie-skazok-kak-metod-vospitaniya-i-poznaniya/ | |
Просмотров: 3414 | Комментарии: 11
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |